К основному контенту

Крапива


Когда схлынут полые воды и только-только установится весенняя теплынь, крапива одной из первых среди трав принимается за силу, формируя свои пышные кустики. Но проходит несколько дней, и кустики эти уже смыкаются, превращаются в густую заросль. У крапивы быстро начинают отрастать стебли – прямые, четырехгранные, ровной толщины. И вот уже наступило время цветения. Утренний ветерок легко поднял облачко сухой, мелкой и подвижной пыльцы, сдувая ее с мужских соцветий на женские. Цвести крапиве долго, месяц, полтора, а вместе с подростом она цветет с мая по сентябрь.
Суровой покажется заросль этой «кусачей, злой» травы. Кто не острекался мохнатыми стеблями! Недаром крапиву прозвали жгучкой, жегалой, стрекашей. Жжется крапива волосками, которыми она усеяна снизу доверху. Волоски так хрупки, что при малейшем прикосновении обламываются, обнажая сосуды с едким соком. Попадая на кожу, сок раздражает ее, подобно тому, как это происходит при ожоге. Ведь в значительной степени сок жгучих волосков состоит из муравьиной кислоты, а она достаточно едкая и острая. В блюдах крапива уже не стрекаша, ошпарка кипятком снимает с нее лютость. Изрубленная и присоленная, она тоже добреет, а о сухой и говорить нечего: это просто безобидные зеленые листья.
Крапивы растут везде – в тропиках и в тундрах, на всех зеленых континентах. Мировая флора насчитывает до 50 видов крапив, особенно обширно их разнообразие в тропических и субтропических зонах.
Крапива двудомная (Urtica dioica) селится на жирных, влажных почвах. В пустынях, на солнцах и в засушливой степи ее не встретить. Роскошной разрастается она на низинных наносных почвах, на черноземах и удобренных подзолах. Тенистый, влажный лес, берега водоемов, овраги и балки – вот где найдешь пышные заросли. И конечно, много крапивы на пустырях, возле заброшенных усадеб, по межам, у заборов и вдоль дорог. Можно сказать, она проникла всюда, где исстари живут люди. Человек расселил ее по всем свету. До прихода европейцев двудомной крапивы не было ни в Америке, ни в Австралии, а ныне она широко распространена и там. Легко смешиваясь с другими видами, стрекучка кое-где поменяла свой облик, затушевалась, хотя распознать ее можно и такой.
Двудомная крапива – растение разнополое: на одних стеблях появляются мужские соцветия, на других – женские. Но ботаникам известны находки и однодомных экземпляров. Корневище у нее подземное, ползучее. Листья супротивные, пильчатые или крупнозубчатые, густо покрыты жгучими волосками. Семена мелкие, сплюснутые, в одном грамме их содержится до 10 тысяч! Размножается крапива не только семенами, но и вегетативно – с помощью корневищ и кусков стеблей. Уже в год посева цветет и плодоносит.
Растение это многолетнее и прочно держится на раз выбранном месте.
Хозяйственное значение двудомной крапивы уникально. В молодом возрасте она соперничает с витаминной огородной зеленью. Впрочем, когда мы рвем молодую крапиву, ей еще и соперничать не с чем, разве что со щавелем. Другая огородная зелень появится позже. В весенних зеленых щах, в ботвиньях, салатах и пюре – крапива вне конкуренции.
Исстари ее заготовляют крестьяне и на корм скоту. Порубленная на куски и запаренная с другими кормами, она спасает от авитаминоза и свиней, и домашнюю птицу. Кстати, куры на крапивных кормах заметно увеличивают яйценоскость, а молодняк вырастает более здоровым и крепким. Крапивой подкармливают индеек, уток, гусей, дают ее и певчим птицам. Для коров и лошадей крапиву сушат и даже консервируют (в траншеях или башнях).
В седую глубь веков уходит знакомство людей и с лекарственными свойствами крапивы. Со времен Диоскорида и Гиппократа она зачислена в арсенал целебных средств. Ценный питательный состав, богатый набор солей и витаминов выдвигают крапиву в ряд перспективных лекарственных растений. В научной медицине крапива двудомная применяется как кровоостанавливающее средство, для лечение хронических язв, болезни печени, входит в состав препарата аллохол, в состав желудочного сбора. А в народной медицине это растение применяется еще шире. Настой крапивы пьют при заболевании сердца, почек, печени, при малокровии и гастрите. Им же моют голову для укрепления волос.
Давно забыты прядильные свойства двудомной крапивы. Распространение хлопчатника сильно потеснило даже знаменитые лубяные культуры – коноплю и лен. О жгучей поставщице волокон теперь и не вспоминают. А ведь крапива не одну сотню лет использовалась в ткачестве. Исторические хроники рассказывают, что уже в X веке из крапивной ткани шили паруса. Позже из крепкого пышного волокна выпрядали нити для сурового и ноского холста для пошива белья и верхней одежды. Горсти волокон превращались в умелых руках то в рыболовные снасти, то в прочнейшие веревки и канаты.
У некоторых малых народностей прядильные свойства крапивы использовались вплоть до XX века. В этой связи интересны навыки остяков Нарымского края. Когда-то здесь крапиву считали главным лубоволокнистым растением, ценили его и знали. Добывали остяки волокно так. Осенью, как только крапива перестает расти, ее срезали и связывали в снопы. Высушенные на солнце снопы свозили к жилью, где сначала мяли и очищали от костры, а затем толкли пестами в деревянных ступах и только после этого делили на кудели. Выпряденные нити, правда, получались зеленоватыми, но отбелка – дело известное. Нити вываривали в щелоке, потом сушили на морозе. Холст из таких нитей был мягок и бел. Иные тонкопряхи раскатывали холсты на тающих сугробах, а летом – на росяных стлищах. В общем, приемы обработки крапивного волокна у остяков во многом были сходны с обработкой конопляного волокна русскими крестьянами.
Настойчивые попытки ввести крапиву в культуру предпринимались во многих странах. В период первой мировой войны опыты по разведению двудомной крапивы как промышленного растения велись в Германии и Австрии. Эти страны тогда оказались отрезанными от хлопковых рынков и могли рассчитывать лишь на собственное прядильное сырье. Ставка на крапиву была, правда, неудачной, снабдить фабрики дешевым волокном жгучая трава не смогла: выход волокна с гектара посевов оказался низким – всего 2 центнера, причем обработка собранных стеблей велась слишком сложно, что сильно удорожало продукцию.
Сейчас доказано, крапиву на волокно нужно снимать не осенью, а летом. Таким образом, первый укос найдет применение в текстильной промышленности, а второй (отава) пригодится на корм скоту. Загущенные посевы дадут до 4 центнеров волокна с гектара. Крапивное волокно тоньше и длиннее льняного, его можно примешивать к натуральным и синтетическим волокнам. Накоплен опыт получения из стеблей крапивы и ценных сортов бумаги. Как облегченно бы вздохнули леса, если бы бумажную повинность переложить с них на крапиву. Годятся жгучие стебли и для отжига поташа – великолепного удобрения. по существу, все части растения крапивы наделены полезными свойствами. Судите сами, из корней получают желтую краску, а из листьев – зеленую; нежные соцветия – старинная чайная заварка, а семена – корм для птиц. можно из семян выбить и вкусное масло, но кто же таким делом занимается?
Весьма распространена у нас и крапива жгучая (U. urens) – невысокое, от 20-60 сантиметров, растение, по жгучести превосходящее свою двудомную сестрицу. Жгучая крапива – растение однолетнее, попадается как сорняк на огородах, в садах, на пустырях и мусорных местах. Среди луговых, лесных и степных травостроев не встречается. Стебель этой крапивы не четырехгранный, а круглый, сильно сбежистый. Опушение у него незначительное, но жгучих волосков предостаточно. В юном возрасте стебель окрашен антоцианом и выглядит красноватым, взрослея, приобретает серый оттенок. Крапива жгучая традиционный сверхранний овощ. Особенно она выручает жителей Севера, предоставляя для весенних салатов витаминную, питательную зелень, а по содержанию железа превосходит шпинат.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Таволга вязолистная

С побережья луговой реки, блеснувшей в прогалине кустов, ветерок доносит роскошный запах. Чуть-чуть истомый, сладкий и какой-то особенно душистый. По западинам, где подолгу весной застаиваются полые воды, насколько хватает глаз все подернулось кремовой кипенью метельчатых соцветий. С них-то и веет великолепным ароматом. Это распустилась таволга. Подойдем поближе к духовитым кустикам. Высота их немногим более метра. Твердые ребристые стебли снизу голые, кверху слегка затянуты войлочком; попадаются ветвящиеся и простые. Листьев по всему стеблю много, нет их только на верхушке, ближе к соцветию. Каждый лист перисто-прерывистый, с пятью и более пильчатыми листочками, конечный листик более крупный. Вязолистной таволгу называют неспроста, ведь многопарные листочки ее наподобие вязовых: такие же по форме и грубому жилкованию. Края зубчатые, несколько курчавятся. На ощупь листочки плотные, снизу густо опушены волосками. Таволга вязолистная (Filipendula ulmaria) известна у ботаников как ла...

Цикорий обыкновенный

Он зацветает поздно, вровень с душистой липой. Зато когда подернется голубизной, считайте, подошло полное лето. Пора эта – самая благодатная в году: на лугах вовсю запасаются сеном, ржаная нива наливает зерно и скоро под косилку преклонит колос, в лесу раскинута ягодная скатерть-самобранка – поспели земляника и черника. Зацвел цикорий, стало быть, солнышко застаивается в зените, тепла и света – вволю. За это наша травка и прозвана солнцевой сестрой. А еще она в народе слывет как петровы батоги – распускает цвет около петрова дня. Сколько тогда этих синих батогов увидишь по суходолам, вдоль дорог, на залежах и пустырях! Изредка цикорий сплошь перекрывает дикое крупнотравье, вытягиваясь чуть ли не в рост человека; обычно же он лишь вкраплен в растительность, выделяясь в ней необширными кулижками. Жесткие тонкие стебли, унизанные крупными дисками голубых цветков, щетинистые прикорневые листья, напоминающие щербатые струги, толстый стержневой корень, крепко сидящий в почве, - таким ци...

Касатик водный

Садовые ирисы – изящные радужные цветы. Сажают их напоказ – у домов и возле усадеб, на клумбах и альпийских горках. Ирисы разводят все, кому предоставилась хоть малая возможность заниматься цветами. Чисто-белые, желтые, красные, голубые, фиолетовые, розовые – каких только садовых ирисов нет! Тремястами оттенками наделены эти цветы – полная гамма разнообразных колеров. А многим ли известно, что предки садовых ирисов и поныне встречаются по заболоченным берегам рек и озер, на поймах, вдоль канав и ручьев? Дикие ирисы, или, как их еще называют, касатики, тоже исключительно колоритны и красивы. Всего в мире насчитывается не менее 300 видов диких ирисов, из них 58 принадлежат нашей отечественной флоре. Причем часть русских ирисов обладает исключительными декоративными свойствами, являясь ценным генофондом для создания селекционных сортов. Вот почему надо особенно бережно относиться к зарослям диких касатиков, которые в ряде мест, к сожалению, скудеют год от года. Самый обыкновенный и...