К основному контенту

Горец змеиный


Юное лето – июнь справляет праздник свежей листвы. Клейкая, душистая, прочная, она преображает, разлохмачивает кроны, зеленым ливнем низвергается с высоты. А разнотравье вроде россыпей самоцветов. Каких только нет тонов и красок! И больше всего аметистовых вероник, бирюзовых колокольчиков, лазуритовых гераней. Решительно нет времени краше и радостней.
Именно в такую пору на лесной опушке зацветает горец змеиный (Polygonum bistorta), по-другому раковые шейки. Горец змеиный достаточно высок, стебель его вытягивается на аршин, а то и на метр. Прикорневые и нижние стеблевые листья крупные, длиной с ладонь, но значительно уже и заостреннее. Черешки их крылатые и тоже длинные. Верхние листья мелкие, линейные, сидячие, волнисто-выемчатые, снизу сероватые, обметаны короткими волосками, но могут быть и голые.
Завлекательнее всего у горца розовые цветочки, собранные в плотный колосок, будто оперенная стрела вонзилась в зеленую луговину. И когда заросль этой травы обширная, от стрельчатых стеблей рябит в глазах. До чего же их много всыпало! И один другого краше, стройнее, Корневище горца толстое, извилистое, оно напоминает раковую шейку (отсюда и распространенное прозвище) или змею, что также отражено в названии горца – змеиный. Но вообще-то простонародных кличек у этой травы много: змеевик, черевная трава, макаршино коренье, рачинец, дикая греча, дикуша – да разве все припомнишь! Дикой гречей этот горец называли, очевидно, потому, что растение из семейства гречишных.
Горец – многолетняя трава, подолгу обитает на одном месте. Обильно произрастает на влажных опушках, низинных и водораздельных лугах, а также на торфяниках и прирусловых поймах. Мирится с близким залеганием грунтовых вод, но к поверхностному затоплению чувствителен. Особенно ему «не по нутру» заиление. Почвы предпочитает обеспеченные, хотя уживается и на бедных питательными веществами. Лишь бы не забивали другие травы, особенно плотнокустовые.
Отрастает горец начиная с апреля. В мае он уже выкидывает стрелку и может зацвести. Покрасовавшись накоротке, растение осыпает мелкие околоцветники, и в колосках его появляются коричневые трехгранные орешки. Вскоре и они осыпаются. На вольной воле только что затевается сенокос, а горцу змеиному не утяжелять копен. Он до сенокоса сник, засох, и стрелы стеблей его свалились, ладошки листьев почернели, хрупкими сделались. Косари не горюют, дикая греча в сушку малопригодна. Кто пробовал заранее скашивать – хорошего сена не получал: листья сохли плохо, подолгу оставаясь склизкими, влажными; когда же высыхали – крошились под граблями, осыпались.
А вообще-то горец змеиный – ценный питательный корм. Он и белками богат, и клетчатки в нем много. Активных действующих веществ не содержит. На пастбище листья горца поедаются овцами и коровами, но лошади, по словам пастухов, будто бы обходят эту траву. Зато на севере олени общипывают его с жадностью, не оставляя после себя ни листьев, гни соцветий. Вырастает же там горец змеиный поздно и держится зеленым до сентября. Семена его – лакомство таежных медведей.
Горец змеиный – старинное лекарственное средство. Целебным у него признается корневище, то самое, что так напоминает раковую шейку. Копают его осенью, в пору замирания природы. Вынутое из земли корневище стряхивают, обрезают от остатков ботвы, затем моют в холодной воде. Перед сушкой сырье осматривают, подгнившие места вырезают, и только после этого корневища режут и раскладывают на чердаке. Надо иметь в виду, что при затяжной сушке сырье внутри буреет и может заплесневеть. Усыхают корневища в четыре раза. Сушеные корневища тяжелые, твердые, немного сплюснутые.
В народной медицине корневища горца применяли как вяжущее средство при поносах, а также для лечения мочевого пузыря. Примочками из его отвара лечили застарелые раны, чирьи и язвы. Но все-таки основная часть сбора предназначалась не для лекарственных целей, а на хозяйственные нужды – приготовляли черную и желтую краски и на дубление кож.
В научной медицине препараты горца широко используются как сильное вяжущее средство при острых и хронических энтеритах и колитах.
Молодые листья горца змеиного пригодны в пищу, обварив, их кладут в салат. Отмытые, истертые корневища когда-то использовались как примесь к хлебу. Выпекали такой хлеб, разумеется, при недородах. Сушеными корневищами можно заваривать чай.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Таволга вязолистная

С побережья луговой реки, блеснувшей в прогалине кустов, ветерок доносит роскошный запах. Чуть-чуть истомый, сладкий и какой-то особенно душистый. По западинам, где подолгу весной застаиваются полые воды, насколько хватает глаз все подернулось кремовой кипенью метельчатых соцветий. С них-то и веет великолепным ароматом. Это распустилась таволга. Подойдем поближе к духовитым кустикам. Высота их немногим более метра. Твердые ребристые стебли снизу голые, кверху слегка затянуты войлочком; попадаются ветвящиеся и простые. Листьев по всему стеблю много, нет их только на верхушке, ближе к соцветию. Каждый лист перисто-прерывистый, с пятью и более пильчатыми листочками, конечный листик более крупный. Вязолистной таволгу называют неспроста, ведь многопарные листочки ее наподобие вязовых: такие же по форме и грубому жилкованию. Края зубчатые, несколько курчавятся. На ощупь листочки плотные, снизу густо опушены волосками. Таволга вязолистная (Filipendula ulmaria) известна у ботаников как ла...

Цикорий обыкновенный

Он зацветает поздно, вровень с душистой липой. Зато когда подернется голубизной, считайте, подошло полное лето. Пора эта – самая благодатная в году: на лугах вовсю запасаются сеном, ржаная нива наливает зерно и скоро под косилку преклонит колос, в лесу раскинута ягодная скатерть-самобранка – поспели земляника и черника. Зацвел цикорий, стало быть, солнышко застаивается в зените, тепла и света – вволю. За это наша травка и прозвана солнцевой сестрой. А еще она в народе слывет как петровы батоги – распускает цвет около петрова дня. Сколько тогда этих синих батогов увидишь по суходолам, вдоль дорог, на залежах и пустырях! Изредка цикорий сплошь перекрывает дикое крупнотравье, вытягиваясь чуть ли не в рост человека; обычно же он лишь вкраплен в растительность, выделяясь в ней необширными кулижками. Жесткие тонкие стебли, унизанные крупными дисками голубых цветков, щетинистые прикорневые листья, напоминающие щербатые струги, толстый стержневой корень, крепко сидящий в почве, - таким ци...

Касатик водный

Садовые ирисы – изящные радужные цветы. Сажают их напоказ – у домов и возле усадеб, на клумбах и альпийских горках. Ирисы разводят все, кому предоставилась хоть малая возможность заниматься цветами. Чисто-белые, желтые, красные, голубые, фиолетовые, розовые – каких только садовых ирисов нет! Тремястами оттенками наделены эти цветы – полная гамма разнообразных колеров. А многим ли известно, что предки садовых ирисов и поныне встречаются по заболоченным берегам рек и озер, на поймах, вдоль канав и ручьев? Дикие ирисы, или, как их еще называют, касатики, тоже исключительно колоритны и красивы. Всего в мире насчитывается не менее 300 видов диких ирисов, из них 58 принадлежат нашей отечественной флоре. Причем часть русских ирисов обладает исключительными декоративными свойствами, являясь ценным генофондом для создания селекционных сортов. Вот почему надо особенно бережно относиться к зарослям диких касатиков, которые в ряде мест, к сожалению, скудеют год от года. Самый обыкновенный и...